Филиппинское море

 

Филиппинское море

Филиппинское море — второе по величине и первое по глубине. Именно здесь находится Бездна Челленджера, самая глубокая точка Земли. Через Филиппинское море проходит Тихоокеанское огненное кольцо, зона самой высокой сейсмической активности. Море – мировой лидер по числу ураганов и тайфунов, бушующих над акваторией. Огромное количество подводных вулканов периодически приводит к выбросу вулканических бомб. В северной части Филиппинского моря находится зловещий Треугольник Дьявола, называемый так же Морем Дьявола. Это одна из наиболее зловещих аномальных зон, клон печально известного Бермудского треугольника.

И вместе с тем – это теплая кристально-прозрачная вода, великолепные белые пляжи, живописная природа. Рай для спортсменов, занимающихся дайвингом и снорклингом, для аквалангистов и подводных фотографов.

Вот такое оно – Филиппинское море… Притягательное и зловещее, опасное и гостеприимное, ласковое и наводящее ужас…

Характеристика  

Филиппинское — океаническое межостровное море, входящее в акваторию Тихого океана. Четких сухопутных границ не имеет, от океана и соседних морей отделено группами островов и подводными хребтами.
Площадь – 5 726 тыс. км2.
Объем – 23 522 тыс. км2
Соленость – меняется от 34.30/00 на севере до 35.10/00 на юге.
Средняя глубина – 4 108 м.
Самая глубокая точка – в Марианской впадине: 10 994 ± 40 м
Распределение температуры поверхностных вод Филиппинского моря: в субтропической зоне — 19—23°,в тропической — 25—26°, в экваториальной и субэкваториальной — 27—28.

Географическое положение Филиппинского моря: Расположено в восточном полушарии, к юго-востоку от Евразии. На западе водоем ограничен Филиппинскими островами и островам Тайвань, на северо-западе и севере – Японскими островами, на востоке – Марианской островной дугой и островами Идзу, Бонин, Кадзан, Нампо, на юге и юго-востоке – Каролинскими островами и архипелагами Яп и Папау.
Через многочисленные проливы Филиппинское море сообщается с Тихим океаном на юге и юго-востоке, с морями Южно-Китайским, Сулавеси и Сулу на юго-западе, с Восточно-Китайским морем на северо-западе, с Японским морем – на севере.
Филиппинское море омывает берега стран:
• Япония (Японские острова);
• республика Филиппины;
• остров Тайвань (права заявляют Китай и Китайская республика).
• островные государства, ассоциированные с США: Палау, Марианские острова;
• Микронезия (Федеральные Штаты Микронезии).

 

Филиппинское море
Филиппинское море на карте

Рельеф дна

Рельеф дна имеет формы, характерные для переходной зоны: глубоководная котловина, по периметру которой располагаются островные дуги и глубоководные желоба. Узкий прерывистый шельф представляет собой полосы островных и прибрежных отмелей. Наибольшей ширины он достигает у о. Нампо и в районе Марианских и Каролинских островов. Средние глубины мелководий – около 200 метров. Дно неровное, состоящее из отдельных банок и рифов. Район Каролинских островов изобилует коралловыми рифами.
Шельфовая зона переходит в крутой и рассеченный материковый склон. Наиболее крутые склоны — около о. Нансей и в район Филиппинских островов. Поверхности склона рассекают уступы и депрессии, являющиеся продолжением горных хребтов и долин суши.
Котловина моря — обширная и сложная в морфологическом плане впадина, характеризующаяся океаническим строением земной коры. На дне Филиппинского моря насчитывается около 300 подводных гор и вулканов, и множество понижений, впадин и ложбин. Центральную часть пересекает хребет Косю-Палау, его длина около 2.5 тыс. км. Он представляет собой узкую гряду с крутым восточным и пологим западным склонами, на основании которой расположились подводные горы и вулканические конусы. Некоторые возвышенности достигают 3.0 км, но над поверхностью поднимается лишь риф Парессе-Вела.
Центральный хребет делит котловину на две части: западную Филиппинскую котловину и восточные Западно-Мариинскую и Нампо. Глубина Филиппинской котловины достигает 5 800 м. Рельеф западной части состоит из небольших хребтов (Гогиа, Дай-то, Оки-Дайто) и плато в форме массивов с крутыми склонами (Бенхам, Амами, Урданета). Котловина Нампо расположена на северо-востоке моря: расчлененное дно, имеющее небольшой уклон к юго-западу. Западно-Мариинская котловина характеризуется сложным рельефом. Подводные вулканические глыбы разделены глубокими депрессиями.
По северо-западной границе моря проходит глубоководный желоб Нансей длиной почти на 1 500 км. Желоб имеет V-образный поперечный профиль с плоским дном. Средние глубины – 5700 метров. Максимальная глубина измерена в 1925 г. японским гидрографическим судном «Манею» и составляет 7 507 м.
На юго-западе находится Филиппинский желоб протяженностью 1320 км. Образовался он в результате столкновения литосферных плит. Склоны имеют асимметричную форму, сложены ступенями и уступами, разделены каньонами. Первичное изучение желоба по всей длине провели немецкие ученые на гидрографическом судне «Планет». До 1951 года самой глубокой точкой считалась «глубина Эмдена», которая была определена в 1927 г. судном «Эмден» и составляла 10 400 м. В 1951 г. датское исследовательское судно «Галатея» определила новый минимум Филиппинского желоба – 10 540 м. Эту точку назвали «Глубина Галатея».

Климат Филиппинского моря

Климат Филиппинского моря обусловлен географическим положением водоема, большой меридиональной протяженностью ( от 350 северной широты до экватора). Особенность моря в том, что оно лежит сразу в четырех климатических зонах:
• субтропической.
• тропической
• субэкваториальной
• экваториальной.
В субтропическом поясе лежит северо-западный участок моря. Это область муссонов и активной циклонической деятельности. Именно с интенсивной циклонической деятельностью связано резкое увеличение скорости ветра, до 25 м/с. В зимний период над участком акватории Тихого океана, примыкающего на востоке и юго-востоке к Филиппинскому морю, зарождаются тайфуны (тропические циклоны). Циклоны движутся по морю по сложным траекториям, чаще в западном или северо-западном направлении. Северная и центральная часть моря расположена частично в тропической, частично в субэкваториальной зоне. Здесь господствуют устойчивые пассаты, дующие с востока и северо-востока. Юг моря лежит в экваториальной зоне.
В связи с этим на Филиппинском море проявляется неоднородность метеорологических и природных показателей. Особенно ярко сезонные различия проявляются в тропической и субтропической зонах.
Зимой средняя скорость муссонов достигает 4-6 м/с, пассатов – 5-8 м/с, на юге скорость неустойчивых ветров – около 3 м/с.
Температура воздуха в зимний сезон на северных участках моря в среднем достигает 9-110С, в центральном районе – 18-240С, на юге – 25-270С выше нуля. Субтропическая зона характеризуется умеренно теплой ветреной погодой с частыми осадками. В тропической зоне преобладает теплая (местами жаркая) погода с небольшим количеством осадков и малой облачностью. В экваториальной зоне преимущественно наблюдается жаркая влажная погода, с частыми дождями и грозами.
Весной барические поля активно перестраиваются. Происходит разрушение Сибирского антициклона, зона пониженного давления перемещается в южном направлении. Антициклон, формирующийся над Австралией, ослабляет муссоны и неустойчивые ветра. Скорость ветров уменьшается до среднемесячных показателей, снижается интенсивность циклонической деятельности.
Летом почти над всей акваторией Филиппинского моря господствует юго-восточный муссон. На востоке и центральной части он усиливается пассатом. Это связано с понижением давления над Азией и экваториальной областью и обширным антициклоном над Австралией. Ветра всех направлений имеют примерно одинаковую скорость – 4-6 м/с. Выравнивается и среднемесячная температура над морем: она составляет 28°. В южной точке она достигает 30° и выше, на севере — 26—27°. Тропические воздушные массы приносят в центральные и северные районы сухой горячий воздух. Ближе к югу начинает преобладать экваториальный климат, и сухая ясная погода сменяется жаркой и влажной, с обильными дождевыми осадками и грозами.
Осенью формируется антициклон над Азией, разрушая область высокого давления над Австралией. Как следствие, над морем начинают властвовать восточные и северо-восточные ветры со среднемесячной скоростью 6-8 м/с. Циклоническая деятельность усиливается, через акваторию с востока на запад и северо-запад проходят тайфуны. Среднемесячные температуры на севере — 18—20°, в центре — 22— 24°, на юге — около 28°.

Открытие и историческое значение Филиппинского моря

Ученые считают, что Филиппинское море было открыто Фернаном Магелланом в начале XVI века. Совершая кругосветное путешествие, в 1521 году достиг островов у восточного побережья Азии. Легенда гласит, что архипелаг и омывающее его море Магеллан назвал Филиппинскими – в честь испанского короля Филиппа II. Согласно другой версии, архипелаг Магеллан назвал островами Святого Лазаря (Сан-Ласаро), а название «Филиппинские» острова получили только в 1543 году. Тогда же Филиппины были объявлены собственностью Испании.Первое время Испания проявляла лояльность, позволяя коренным жителям использовать привычные торговые маршруты и поддерживать торговые связи с Индией и Китаем. Но уже в 1785 году на островах была основана привилегированная Королевская филиппинская компания (Compania Real de Filipinas), которая взяла под строгий контроль все морские перевозки. Действовала она до 1830 года и прекратила свое существование в связи с натиском иностранного капитала на Филиппины.
В 19 в. Испания потеряла часть колоний в результате испано-американских войн. В 1898 г. Испания официально передала часть островов США согласно Парижскому мирному договору. Филиппины находились в подчинении США, в 1935 году добились автономии. Окончательную независимость они смогли получить только в 1946 году, освободившись от японской оккупации.

Сражение в Филиппинском море

Во время Второй мировой войны в Филиппинском море состоялось два крупных сражения, вошедших в историю как Битва при Марианских островах (19-20 июня 1944 года) и Сражение в заливе Лейте (23-25 октября 1944 года). Марианские острова в то время принадлежали Японии. В 1942 году Япония оккупирована и Филиппинский архипелаг.
19-20 июня состоялось морское сражение между флотами США и Японии. Вооруженные силы США были представлены пятым флотом США под командованием Р.Э. Спрюэнса, ВС Японии – Императорским флотом по командованием адмирала Одзава Дзисабуро.

Филиппинское море
11 июня 1944 г. США начали бомбардировку Марианских островов. Им противостоял 1 Воздушный флот вице-адмирала К. Какудзи, имеющий в своем распоряжении более 1 000 самолетов. За неделю авиация США практически полностью разгромила авиабазу Какудзи. Командование Японии приказало флоту Дзисабуро атаковать флот противника. Одзаво двинулся через пролив Сан Бернардино, но вследствие определенных обстоятельств смог прибыть к островам только 19 июля. Одзаво поднял в воздух самолеты-разведчики, которые и обнаружили американский флот. Четыре волны атакующих японских самолетов была отбиты, причем японцы понесли большие потери.

Филиппинское море
СООТНОШЕНИЕ СИЛ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ

Утром 19 июня американская подлодка«Албакор» обнаружила японский авианосец «Тайхо» и атаковала его, выпустив 6 торпед. Одна из торпед повредила бензиновые цистерны. Начался пожар, в результате которого произошел сильнейший взрыв. Почти вся команда (около 1.6 тыс. человек) и множество самолетов погибли. Спустя несколько часов подводная лодка «Кавелла» обнаружила авианосец «Секаку» и торпедировала его. Три торпеды попали в цель, и «Секаку» затонул.
В следующие сутки самолеты японцев искали флотилию США, но безуспешно. А в середине дня японский флот был сам подвергнут атаке с воздуха. Американцы потопили авианосец «Хие», еще 4 авианосца и линейный корабль получили тяжелые повреждения. Потери американской армии в бою составили 20 самолетов. Еще 80 разбились и затонули при попытке вернуться ночью на свои авианосцы.
Подсчитав потери, Отзава решил отступить на север, к Японии. Потери Японии были катастрофичны: палубная авиация японского ВМФ была практически полностью уничтожена.

Филиппинское море
Решающее сражение произошло 23-26 октября 1944 года в заливе Лейте. Это самая масштабная в истории морская битва. Уцелевший флот японцев атаковал американский флот, базирующийся в районе острова Лейте. Впервые Япония использовала тактику камикадзе: пилоты-смертники (небесные самураи) таранили суда противника.
Японцы, потерявшие почти всю авиацию, решили действовать по плану «Сё-1», предложенному адмиралом Соэму Тоёда. Суть плана состояла в том, что японский флот делится на три группы. Две из них (под командованием вице-адмирала Дзисабуро Одзавы и адмирала Киёхидэ Симы) выполняли роль приманки. Их задача была распылить силы противника, а затем третья группа вице-адмирала Такэо Куриты нанесет с моря решающий удар. План японцев мог бы сработать, однако американцы обладали более мощным военным потенциалом, «задавили силой». Япония потеряла в сражении 4 авианосца, 3 линкора, 5 крейсеров, 12 эсминцев. Флот лишился одного из крупнейших линкоров – Musashi. Второй линкор – Yamato – был сильно поврежден. Американцы лишились авианосца, двух эскортных авианосцев, 3 эсминцев и судна сопровождения.
Победу одержали союзники. Япония, лишившись большей части флота и авиации, вынуждена была отступить. США заняли плацдарм на Филиппинах и начали продвижение вглубь архипелага.

Обитатели Филиппинского моря

Филиппинское море входит в Коралловый треугольник – центр морского биоразнообразия общей площадью 6.5 млн. км2. Коралловый треугольник, так же называемый «Амазонкой морей» — это место обитания 75% всех известных видов кораллов и более 2 тыс. видов рифовых рыб.

Филиппинское море

Здесь можно увидеть пять из восьми известных видов морских черепах: логгерхед, зеленая морская, кожистая, олив ридли, Хоуксбил. В прибрежных районах, вблизи пляжей, на отмелях фауна представлена:
• Моллюсками
• Иглокожими. Море – место обитания морских лилий, офиур, морские звезд, голотурий, морских ежей.
• Членистоногими
• Морскими змеями
• Рыбами. В акватории живут множество видов-эндемиков, в том числе морской сом и голубая пятнистая рыба-ангел.В филиппинских водах можно встретить мурену, иглобрюха, рыбу-клоуна, рыбу-ос, летучих рыб — более 2 тыс. видов рыб, многие из которых имеют промысловое значение (сардины, макрель, тунец и др.)
• Акулами – китовая, гигантская, серая, мако, тигровая, голубая
• Млекопитающими – дюгони, киты, дельфины.

В Филиппинском море расположено огромное количество коралловых островов, островков, рифов. У самой береговой линии тоже кипит жизнь: здесь обитают растения и животные, приспособившиеся к определенным условиям. Наиболее комфортно здесь чувствуют себя крабы и раки-отшельники. В основном они питаются органическими остатками, которые выносят на берег волны и поставляет прибрежная растительность. Одни виды ракообразных собирают пищу в течение дня, другие ведут ночной образ жизни, как, например, краб-привидение (Осуpode).У уреза воды обитают бокоплавы и другие мелкие ракообразные.
Почти на всех пляжах коралловых островов можно встретить раков-отшельников. Встречается и очень оригинальный экземпляр из надсемейства раков-отшельников – пальмовый вор (Birgus latro). Название он получил за любовь к кокосовым орехам и умение лазать по деревьям.
Полоса между островной линией и мористым краем рифа занята растительностью, представители которой сумели адаптироваться к высокой концентрации соли и низкому содержанию кислорода в почве. Такие заросли называются мангровыми. Здесь живут целые колонии моллюсков, ракообразных, устриц. В воде, в которой стоит мангровый лес, обитают такие удивительные рыбы, как илистый прыгун или рыба-брызгун.

Море Дьявола

Море дьявола (Тихоокеанский треугольник, Треугольник дьявола, Треугольник дракона) – это аномальная акватория в северной части Филиппинского моря, вокруг острова Миякедзима. Вершинами этого мистического треугольника являются острова – Хонсю, Лусон, Гуам. Как и в Бермудском треугольнике, здесь бесследно исчезают судна и самолеты, очевидцы утверждают, что видели здесь НЛО и корабли-призраки. Здесь отказывают приборы, изменяется ход времени, людей охватывает необъяснимая паника…

Филиппинское море
Мистики, эзотерики и исследователи аномальных явлений утверждают, что Море дьявола входит в так называемый Пояс Дьявола – цепь аномальных зон. Все «звенья» Пояса равноудалены от экватора и находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Кроме Моря Дьявола, сюда входят Гибралтарский клин, Бермудский треугольник, Афганская аномалия, Гавайская аномальная зона.
Этот участок моря издавна пользовался недоброй славой. Моряки считали это место проклятым: слишком часто здесь погибали и пропадали суда. Существовало древнее поверье, что на дне моря находится волшебный подводный город, жителей которого охраняют драконы и жуткие чудовища. Именно они создают страшные штормы, топят корабли и сводят с ума людей. А в 19 веке многие утверждали, что встречали в море Дьявола белую даму на странном судне, напоминающем традиционную погребальную лодку. И встреча с Белой Госпожой не сулит ничего хорошего…
Примерно до 50-х годов прошлого века правительство Японии не обращало особого внимания на сообщения о «проклятых» водах. Легкие рыболовецкие шхуны слишком часто становились жертвами стихии.
Однако в середине 20 века правительству все же пришлось обратить на акваторию Дьявола внимание. С 1949 по 1953 г.г. здесь бесследно пропало 9 мощных многотонных кораблей, оснащенных современными приборами и радиосвязью.

«1. 4 апреля 1949 года. «Гуро Сио-мару № 1», водоизмещение 145 тонн, экипаж -23 человека, пропал вблизи островов Огасавара [Бонин].
2. 21 апреля 1949 года. «Гуро Сио-мару № 2», экипаж -24 человека, пропал по выходе из порта Миякэ.
3. Июнь 1952 года. «Сё Хуку-мару», водоизмещение 60 тонн, экипаж -29 человек, пропал в 120 милях к востоку от острова Ми- кура, послав сигнал «SOS».
4. 24 сентября 1952 года. «Кайо-мару», пропал поблизости от острова Микура. Обнаружено несколько обломков.
5. 6 января 1953 года. «Син Сей-мару», водоизмещение 62 тонны, экипаж -17 человек, пропал вблизи острова Сумису.
6. Февраль 1953 года. «Гуро Сио-мару № 3», инспекционное судно, водоизмещение 145 тонн, экипаж -18 человек, пропало восточнее острова Нисино.
7. 25 сентября 1953 года. «Фу Я-мару», водоизмещение 189 тонн, экипаж -26 человек, пропал возле острова Миякэ.
8. 10 октября 1953 года. «Сей Сё-мару», водоизмещение 190 тонн, экипаж -25 человек, пропал в 20 милях к востоку от острова Микура.
9. Декабрь 1953 года. «Ко Зи-мару», водоизмещение 150 тонн, экипаж -22 человека, пропал восточнее Иводзима».

Сигнал «SOS» успел подать всего один корабль. Виновником гибели «Кайо-мару», по предположения следствия, стало извержение подводного вулкана. О судьбе остальных кораблей не известно ничего.
В 1974 году в Море Дьявола потерпел катастрофу теплоход «Тикси» — самый большой сухогруз Дальневосточного морского пароходства. 22 марта 1974 г. «Тикси» на «тревожной частоте» сообщил, что судно дало крен и находится в угрожающем состоянии. Слышимость была плохая, мешали сильные атмосферные разряды. Больше «Тикси» на связь не выходил. Откликнувшаяся на сигнал «SOS» команда теплохода «Минусинск», прибыв на место, нашла лишь обломки судна. Погибли все 45 членов экипажа. Удалось найти останки только 14 человек. Они были обглоданы акулами.

Участник спасательной команды вспоминает: «В месте крушения летали японские самолеты и кидали дымовые шашки в места нахождения людей. Они подходили в места обозначения. В месте крушения было много косаток. В основном были останки от людей, которых вытягивали на борт. Косатки даже выпрыгивали из воды, когда поднимали людей, и выхватывали куски мяса. Груз привезли в Японию».

Исчезновения судов продолжались и в следующие годы. Наиболее резонансной стала гибель норвежского нефтерудовоза «Берге Истра». Судно шло в порт Симидзу с грузом в 188 тыс .т. железной руды. 29 декабря 1975 года состоялся последний сеанс радиосвязи. Радист передал: «Все о’кей, мы идем спокойными морями». Корабль в это время находился в 174 милях к юго-западу от о. Минданао. Больше сообщений не поступало. За поисками следил весь мир. Территорию патрулировали суда и самолеты США, Японии, Филиппин, Индонезии. В прессе пропавший корабль называли не иначе как «Титаник-75». 17 января японское судно «Хачихоу мару» наткнулось на дрейфующий плот, на котором были обнаружены два моряка с пропавшего судна. По словам спасенных, 29 декабря неожиданно раздались три мощных взрыва. Судно буквально распалось на части и затонуло в считанные минуты. Очнувшись в воде, чудом спасшиеся моряки увидели спасательный плот, на котором и дрейфовали три недели.

Филиппинское море
В 1979 г. на «кладбище Тихого океана» при неизвестных обстоятельствах пропал вместе с экипажем норвежский нефтерудовоз «Berge Vanga» (224 000 peг. т), который с грузом железной руды следовал из Австралии в Японию. Комиссия, расследовавшая происшествие, пришла к выводу, что причиной мог быть взрыв нефтяных остатков в цистернах.
В 1980 году вместе с 44 членами экипажа пропало без вести судно «Дербайтер», которое шло из Канады в Японию. Сигнал «SOS» не был подан. На поиски судна затрачено сотни тысяч долларов, но судьба корабля и экипажа осталась неизвестна.
В августе 1998 года три реактивных истребителя Мицубиси F-1после тренировочных полетов возвращались на военную базу Мисава на острове Хонсю. Полет проходил нормально, но внезапно два истребителя исчезли с экранов радаров. Пилот третьего истребителя сообщил, что он видит непонятный объект, напоминающий то ли красное облако, то ли гигантскую шаровую молнию. После чего его самолет тоже исчез. Поиски ни к чему не привели: был найден только обломок крыла. Ни тел, ни других фрагментов самолета, ни черных ящиков. Хотя к поискам было привлечено около 26 воздушных и морских судов. В октябре 1998 года в этом же районе пропал еще один японский истребитель. Те же самые обстоятельства: внезапное исчезновение, отсутствие тревожного сигнала, обломок крыла в прибрежных водах…

Загадка Моря Дьявола до сих пор не решена. Естественно, версий множество: от самых фантастических до реалистических.
Мистики и эзотерики объясняют аномалию Дьявольского треугольника следующими причинами:
• вмешательство внеземных цивилизаций. Некоторые очевидцы утверждают, что неоднократно наблюдали НЛО над акваторией моря;
• на дне моря находится портал в параллельный мир;
• территорию Чертова моря охраняют корабли-призраки, которые отправляют на дно все суда, рискнувшие пересечь охраняемое ими пространство;
• на дне моря есть подводный город, охраняемый драконами и морскими чудовищами.

Реалисты и скептики ищут более материальные причины:
• Основная версия – это сложная метеорологическая обстановка. В западной части Тихого океана, у Мариинских и Филиппинских островов, в Южно-Китайском море зарождаются мощные тропические тайфуны и циклоны. Скорость воздушных потоков проходящего по Морю Дьявола циклона может составлять 25-30 м/с, а за год здесь может формироваться до 50 тайфунов;
• В акватории могут возникать блуждающие волны-убийцы высотой до 30 м. Этого вполне достаточно, чтобы накрыть даже большой корабль;
• Дно Филиппинского моря состоит из стыков вулканических плит. Здесь огромное количество подводных вулканов, многие из которых активны. Подводное извержение вулкана провоцирует выбросы дыма и газа. Корабль, оказавшийся в эпицентре выброса, может стремительно пойти ко дну, не успев подать сигнал бедствия. Выбросы лавы могут менять рельеф дна, образуя мели и рифы. Их нет в навигационных картах, поэтому корабль может неожиданно налететь на мель и получить сильные повреждения;
• Панические атаки, которые неожиданно настигают моряков, помутнение сознания объясняют инфразвуковым воздействием (так называемый «голос моря»);
• В Море Дьявола существует геомагнитная аномалия, из-за которой выходят из строя навигационные приборы, произвольно вращается стрелка компаса, теряется радиосвязь;
• Некоторые ученые предполагают, что аномалии Дьявольского треугольника — это природный феномен. Исследования выявили, что в морском дне содержится гидрат метана, который при извержении на поверхность создает гигантские пузыри, которые могут нарушить ход судна и даже разрушить его. Эта теория объясняет появление огромных сфер, неожиданно появляющихся на водной поверхности.
Версий множество… Но какая из них соответствует действительности? Кто победит в споре – мистики или скептики? Море Дьявола продолжает приносить сюрпризы…

Интересные факты

• В Филиппинском море находится самая глубокая точка Мирового океана – бездна Челленджера. Расположена она в Мариинской впадине. Координаты — 11°22′24″ с. ш. 142°35′30″ в. д. По измерениям 2011 года с помощью погружения подводного робота зафиксирована глубина в 10994 +/- 40 м. До данным на июль 2020 года, в бездне Челленджера побывало 16 человек, в том числе 3 женщины. Первое погружение состоялось 23 января 1960 года – на батискафе «Триест». А третьим человеком был Джеймс Камерон – режиссер легендарного «Титаника».
• После первой мировой войны около Филиппинских островов в раковине огромного моллюска весом приблизительно 500 кг была найдена гигантская жемчужина идеальной сферической формы и весом около 6 кг.
• На филиппинском острове Палаван создана ферма, где выращивают золотой жемчуг. Редчайший вид жемчуга производит единственный в мире моллюск Pinctada maxima — «Австралийская жемчужная устрица Южных морей».

Филиппинское море
• Зона самой высокой в мире сейсмической активности — Тихоокеанское огненное кольцо — проходит через Филиппинское море.
• На дне Филиппинского моря, в районе Бенхамского подъема, группа исследователей новозеландского Королевского НИИ (GNS Science) обнаружила древнейший мега-вулкан. Кальдера находится на глубине 5,2-2,5 тыс. метров и представляет массив диаметром 150 км, состоящий из 14-км. слоя осадочных и магматических пород. Возраст пород, по предположениям исследователей, составляет 25-50 млн. лет. Вулкан получил имя Аполаки, в честь филиппинского бога войны и солнца.
• В Филиппинском море есть остров Окинава, принадлежащий Японии. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, и его неофициальное название – «Остров долгожителей». Здесь больше всего жителей старше 100 лет, причем все они обладают завидным здоровьем. На острове стоит стела, на которой написан девиз жителей острова: «В 70 вы еще дитя, в 80-просто юноша, а в 90, когда предки приглашают вас на небо, попросите их подождать, пока вам не исполнится 100 — тогда вы, возможно, подумаете об этом». А еще Окинава – родина боевого искусства окинава-тэ, родоначальника большинства стилей каратэ.
• Филиппинское море, не смотря на его размеры, имеет практически одинаковую соленость в разных его частях: разница составляет не более 1%.

Почему вода в море соленая
филиппинская сказка
Говорят, что когда-то давным-давно вода в море не была, как теперь, соленой.
А соленой она стала потому, что муравей укусил Ангало. Ангало был великаном. Когда он стоял в середине моря, вода плескалась у его колен. Когда же Ангало стоял на земле, горы тоже были ему лишь по колено.
Как-то раз кончилась у людей соль. Они пришли к Ангало и сказали:
— У нас кончилась соль. Мы хотим раздобыть ее за морем: ведь здесь соли нет. Помоги нам, Ангало.
— Нет ничего проще, — ответил великан. — Идите за мной.
Ангало сел у моря и протянул ногу так, что пяткой уперся в противоположный берег.
— Вот вам мост, — сказал он людям. — По моей ноге вы сможете перейти через море. Возьмите корзины и ступайте.
Обрадовались люде, взяли корзины и по ноге великана перешли через море. Набрали соли и повернули назад. Снова шли они по ноге Ангало, и каждый нес полную корзину соли.
Вот уже и середина моря. И тут великана укусил муравей!
Вздрогнул Ангало от боли, а люди с корзинами попадали в море. Всех их спас Ангало.
Но вода в море с тех пор стала соленой.

• Минданао – второй по размеру остров в Филиппинском архипелаге площадью 94530 км2. По сведениям археологов, остров был заселен еще в доисторические времена. В 1972 году здесь обнаружили самое отсталое племя — тасадай манубе. Огонь в племени добывается трением, дома представляют собой навесы из листьев и веток. Жители племени не знают земледелия, питаются в основном плодами и кореньями. В 2005 году на острове обнаружили двоих военнослужащих японской императорской армии. Дезертировав из армии в 1944 году, они прятались в джунглях. Как выяснилось, дезертиры даже не знали, что война окончена.
• В 1945 году мир узнал о самом масштабном нападении акул за всю историю. 30 июля крейсер «Индианаполис» затонул в Филиппинском море. В результате крушения примерно 880 человек остались на поверхности воды, но выжили лишь 317 человек. Одной из причин гибели остальных членов экипажа стали длиннокрылые акулы.

• Весной 2019 года исследовательское судно «Петрел» с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата обнаружил в Филиппинском море, на рекордной глубине 6220 м., обломки затонувшего эсминца времен Второй мировой войны. По предположениям ученых-историков, это может быть эсминец флота США «Джонстон», затонувший в ходе военной операции 25 октября 1944 года.
• Посередине Филиппинского моря есть остров-вулкан Аогашима, принадлежащий архипелагу Ицу. Его размеры – 2.5 км в ширину и 3.5 км. в длину. Остров состоит из нескольких внешних и внутренних кратеров и образовался в результате многочисленных извержений вулкана. Самое удивительное в том, то на острове живут люди. Жители деревушки (ее население – около 200 человек) постоянно рискуют жизнью, потому что в любой момент вулкан может проснуться.

Хозяйственная деятельность

Хозяйственная деятельность Филиппинского моря выражена тремя основными направлениями:
Рыболовство. Оно является основным источником дохода для большинства населения. В основном идет лов таких промысловых рыб, как сардина, тунец, макрелещука, несколько видов сельдевых, угорь. Примерно половину всего улова обеспечивают традиционные общины рыбаков-профессионалов, четвертую часть улова – промысловые компании и еще четверть формируется за счет активно развивающейся аквакультуры. Серьезной проблемой для местного рыболовства является ухудшение состояния водной среды. Идет добыча черепах, кальмаров, осьминогов. Ранее в акватории процветал китобойный промысел, но с 1986 года коммерческая охота на китов запрещена.
Морские пути. Филиппинское море обеспечивает торгово-экономические связи с США, Гонконгом, Бразилией, Китаем, Саудовской Аравией.
Туризм. В районе Филиппинского моря развит пляжный и эко-туризм. На островах великолепные условия для дайвинга и серфинга. Самое востребованное направление – Филиппинские острова. Туристов привлекают экзотические ландшафты, чистые пляжи с белоснежным песком, национальные заповедники, вулканы.
Каждый остров уникален. На острове Боракай находится один из красивейших пляжей мира — White beach. На острове Бохоль находится уникальная достопримечательность – Шоколадные холмы, а еще здесь можно посетить заповедник долгопят – самых маленьких обезьянок. На остров Сиаргао съезжаются серферы со всего мира, чтобы испытать свои силы на знаменитой волне Cloud 9. На Камигин приезжают любители экстрима: на крошечном острове находится семь вулканов! А еще туристам предложат дайв-спот на затонувшем кладбище и путешествие через дикие джунгли. Остров Сикихор – сакральное, мистическое место, где живут шаманы и хилеры. На острове Минданао можно попробовать самый экзотический фрукт – дуриан, а так же увидеть редкого филиппинского орла.

Оцените статью
Добавить комментарий