Клад на дне Атлантики

Клады

В начале 2009 года мир облетела сенсационная новость: на дне Атлантики, у берегов Гайаны (государство на северо-восточном побережье Южной Америки), американцы нашли затонувший во время Второй мировой войны корабль с английскими алмазами и советским золотом и платиной. По предварительным подсчетам стоимость груза — 4 миллиарда долларов. Несомненно, это крупнейшая находка искателей затонувших сокровищ. Но кому достанется клад на дне Атлантики?

Тайна, покрытая …океаном

Американская компания профессиональных кладоискателей Sub Sea Research, обнаружившая клад, постаралась окутать все завесой тайны.

Компания Sub Sea Research создана в 1984 году опытным дайвером Грегом Бруксом. Она прославилась на весь мир в 2003 году, обнаружив у берегов Флориды испанский галеон Notre Dame de Deliverance, затонувший в 1755 году с грузом золота, награбленного испанскими конкистадорами в Новом Свете. Стоимость сокровищ оценили в 5 миллиардов долларов.

Точное место обнаружения судна Sub Sea Research не называет. В прессу просочилось совсем немного информации: клад на дне Атлантики лежит на глубине 250 метров и в нем покоится 10 тонн золотых слитков, 70 тонн платины, полтонны алмазов, бриллианты общей массой 16 млн. карат, несколько тысяч тонн олова и примерно столько же меди в слитках.
Олово и медь за столько лет пребывания в море могли потерять свою ценность. Но даже в этом случае речь идет о баснословных сокровищах. Исследователи морских глубин также вскользь упомянули, что судно с условным названием «Голубой барон» (Его настоящее название держится в секрете), скорее всего, вышло из британского порта, но по пути в США почему-то сделало крюк и оказалось у гайанских берегов. А как все было на самом деле?

К истории вопроса

По фотографии судна, которое искатели все же предоставили, эксперты опознали «Голубого барона» как британский сухогруз «Порт-Николсон». Однако, судя по заявлениям экспертов, включившихся в дискуссию по поводу клада, «Порт-Николсон» шёл не в Америку, а из неё в Европу, имея в трюмах не золото и бриллианты, а 1600 тонн деталей для автомобилей и 4000 тонн вооружений. Грег Брукс утверждал, что «Голубой барон» — это вовсе не «Порт-Николсон». По его мнению, в 1942 году судно стало жертвой торпедной атаки бродячего «морского волка» — немецкой подводной лодки U-87, охотившейся на морских путях вблизи Америки.

Клад на дне Атлантики

Главными мишенями для фашистов были караваны с цинком и железной рудой. По всей вероятности, капитан подлодки даже не предполагал, сколько сокровищ отправил на дно. Брукс ссылается на бортовой журнал U-87, уничтоженной в 1943 году канадскими эсминцами у берегов Португалии. Кто прав? Версий выдвинуто несколько Основные из них:
1. Алмазы были доставлены в Англию из Южной Африки, а советские драгметаллы — из Мурманска. В туманном Альбионе весь груз поместили на британский корабль и отправили в США.
2. Английское судно с советским золотом вышло из порта Персидского залива, куда попало через Иран, оккупированный тогда войсками антигитлеровской коалиции. По дороге корабль сделал остановку в южноафриканском порту Дурбан и поднял на борт еще алмазы, принадлежащие Великобритании. А уже оттуда направился в США.
К слову, по соображениям секретности его особо не охраняли — чтобы он не выделялся из общей массы. Но ухищрения не помогли..

Платиновый ленд-лиз

Так это было или иначе, теперь должны установить военно-морские историки. Пока же известно, что ценный груз предназначался американцам в счет погашения долгов по ленд-лизу. Программа ленд-лиза представляла собой систему, по которой США передавали союзникам по антигитлеровской коалиции военную технику, боеприпасы, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. За военное имущество странам приходилось расплачиваться сразу- полностью или частично. А вот долг за гражданское имущество разрешалось погашать и после войны.

Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долларов. Из них на долю Великобритании пришлось 31 млрд., на долю СССР — 11,3 млрд.

Претенденты на сокровища океана

Итак, основными собственниками ценностей являются Великобритания и Россия (как правопреемница СССР). В соответствии с международным договором правительства этих стран остаются формальными владельцами груза до тех пор, пока он не оприходован казной США. Но вce не так просто!
Стоило прессе сообщить про клад на дне Атлантики, как тут же нашлись новые претенденты. Во-первых, это Гайана. И это несмотря на то, что судно покоится примерно в 40 морских милях (70 км) от ее берега, то есть за пределами ее территориальных вод! Специалисты отмечают, что Гайана вряд ли может рассчитывать на свой куш. Согласно недавно вступившей в силу Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, страна может претендовать на ценности только тогда, когда клад пролежал в ее экономической зоне (в отличие от территориальных вод эта зона распространяется на 200 морских миль) минимум 100 лет.

Клад на дне Атлантики

Второй претендент — компания Sub Sea Research. Ее представители прямо заявили: что было, то прошло, а сокровища нашли мы, поднимать их будем тоже мы, стало быть, мы от своего не отступим. Американцы даже указали сумму, которая их вполне устроила бы в случае дележа: 90% от стоимости клада .
Кстати, сообщение о находке компания обнародовала по требованию властей США, что является дополнительной страховкой: дескать, кладоискатели действовали по закону, а потому им тоже что-то причитается. Однако пока американским охотникам за сокровищами опасаться нечего: еще ни одна страна — ни Великобритания, ни Россия — не заявила о своих правах на клад на дне Атлантики.

В суд пойдем?

Как бы то ни было, окончательное решение будет принято в суде. Историкам и юристам предстоит немало работы. Так, им придется выяснить, возместил ли позже СССР Соединенным Штатам ту сумму, которую должен выплатить по ленд-лизу, или этот долг был как-то списан американцами. То же самое касается и Великобритании. В общем, дело, скорее всего, растянется не на один год. Впрочем, как показывает практика, обычно такие дела быстро не решаются.
Все осложняется еще и тем, что международное право не предусматривает ни единого документа, который регламентировал бы, кому и какая часть подводных сокровищ должна принадлежать. В данном случае, если даже большая часть алмазов, золота и платины принадлежала СССР, это вовсе не означает, что все они автоматически перейдут к России. Ясно одно: нашей стране придется немало побороться за свое право на сокровища. Вот только будет ли за что бороться?

Сокровища …до востребования

После обнародования находки Брукс обещал журналистам, что его компания буквально на днях снарядит из Луизианы поисковое судно, и сокровище поднимут. Но вместо этого Sub Sea Research на несколько лет затихла. В 2012 году Брукс признал: SSR исследовала тот самый «Порт-Николсон», который потопила в июне 1942 года в 80 километрах от берегов Новой Англии немецкая подводная лодка U-87.

Клад на дне Атлантики
«Порт-Николсон»

И тут же компания опубликовывает пресс-релиз, в котором сообщает, что ее возможности по поиску клада исчерпаны: «Нашего оборудования просто не хватает, чтобы справиться с течением силой от двух до пяти узлов, почти нулевой видимостью и сложными условиями открытого океана». Ну а пока нет сокровищ, то и делить нечего… Итог: судно так и лежит на дне, а вопрос остаётся открытым. Может быть, пусть там и остается? Мелвин Фишер, король кладоискателей, как-то сказал:

«Море всегда и везде мстит тем, кто забирает у него то, что принадлежит по праву лишь ему. Если золото оказалось на дне, значит, такова его судьба, и вмешиваться в нее не стоит».

Разлады из-за клада

  • В 2003 году та же самая поисковая компания Sub Sea Research обнаружила у берегов Флориды (США) затонувший в 1755 году французский галеон «Нотр-Дам де Деливранс». На его борту находились сокровища на сумму в 3,2 млрд. евро: 473 кг золота в слитках, больше миллиона золотых монет, 24 кг серебра и многое другое. О своих правах на клад заявили США, Испания и Франция. Государственный департамент США признал права Испании на сокровища, но с таким решением не согласились ни кладоискатели, ни остальные стороны. Вопрос по сей день остается открытым.
  • В 2007 году американская компания 0dyssey Marine Exploration обнаружила в Атлантическом океане затонувшее судно с золотыми монетами и драгоценностями на сумму 500 млн. долларов. Поисковики сразу поспешили заявить о своих правах, но встречные иски выдвинули Испания и Великобритания. Первая утверждала, что корабль находился в ее водах, вторая — что потонувшее судно принадлежало английской короне. Позже, правда, Британия от своих прав отказалась. Но и после подъема сокровищ на поверхность владельца окончательно не определили. Разбирательство продолжается…
  • Любопытна и судьба судна «Дева Мария», направлявшегося из Амстердама в Санкт-Петербург и затонувшего в 1771 году. В 1999 году его нашла на дне Балтийского моря группа кладоискателей из Финляндии. На борту было немало ценностей, среди которых купленные на аукционе в Амстердаме и предназначавшиеся для Эрмитажа картины голландских художников, а также предметы из бронзы и драгоценных металлов. Предположительно, картины были запечатаны в свинцовые колбы и залиты воском, поэтому специалисты надеются получить их относительно целыми и сохранными. Загвоздка в том, что о своих правах на клад заявили Финляндия, Россия и Нидерланды. Поднимать судно на поверхность планировалось в 2010 году.
  • В апреле 1942 года из Мурманска в Англию вышел конвой судов союзников. На борту крейсера «Эдинбург» — 93 деревянных ящика с 465 золотыми слитками. Общий вес — 5534 кг. Плата СССР за британское оружие. 28 апреля «Эдинбург» в сопровождении эсминцев «Foresight» и «Forester» вышел в море и вскоре присоединился к охранению конвоя QP-11 Немцы благодаря данным авиационной разведки знали о движении конвоев. 30 апреля, спустя два дня после выхода в море, QP-11 был обнаружен немецкими лодками. «Эдинбург» был затоплен торпедой с британского эсминца «Foresight».

Клад на дне Атлантики

Крейсер «Эдинбург», и соответственно,  клад на дне Атлантики, лежал почти на 300-метровой глубине. Глубина плюс то обстоятельство, что он лежал в так называемой «серой зоне» между Востоком и Западом, надежно защищали его груз от разграбления. 5 тонн золота хранились очень надежно, пожалуй, даже надежнее, чем в банковском сейфе. Крейсер был объявлен военным захоронением – ведь на нем покоилось 57 моряков – и получил полную неприкосновенность. Информация о том, что на борту «Эдинбурга» находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу, и уже в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота
В 1981 году английская кладоискательская фирма «Джессон Марин Рикавериз» заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. «Эдинбург» лежал на глубине 250 метров . В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 — Великобритания. Фирма-спасатель не осталась в накладе: за труды обе страны отстегнули ей аж 45% спасенных сокровищ. Спустя 5 лет эта же фирма подняла еще 345 кг. На дне остались 60 кг.

Оцените статью
Добавить комментарий